Причины выхода из строя турбокомпрессора

Турбокомпрессор в настоящее время весьма надёжный агрегат, его ресурс может составить 200-250 тыс. км пробега автомобиля. Однако, для достижения таких результатов требуется качественное и своевременное обслуживание, ведь турбина работает при высоких температурах и частота вращения ее ротора даже при отсутствии серьезных нагрузок превышает 1000 оборотов в секунду. Именно неправильное обслуживание чаще всего является причиной поломки. 
Основные причины выхода турбины из строя можно объединить в несколько групп: Механические частицы в моторном масле приводят к абразивному износу шеек вала ротора и втулок подшипников, появлению задиров и глубоких борозд на деталях. 
Такая неисправность возникает из-за нарушения нормальной фильтрации масла, чаще всего вследствие использования масляного фильтра низкого качества, не полностью удерживающего частицы загрязнений или перепускной клапан которого настроен на неверное давление или негерметичен. Другой причиной может стать попадание грязи в масло при частичной разборке двигателя во время ремонта или обслуживания. Фильтрующий элемент сильно забивается, что приводит к срабатыванию перепускного клапана и попаданию неочищенного масла в каналы смазки. Недостаточное смазывание ведет к повышенному износу пар трения, местному перегреву и, как следствие, к деформации деталей. 

На фотографии видно, насколько много грязи было в масле одного из автомобилей, соответственно турбокомпрессор вышел из строя. Перед установкой новой турбины на данный автомобиль требуется тщательная промывка двигателя, иначе затраты на ремонт или покупку новой турбины окажутся напрасными.


Недостаточное смазывание возникает как из-за отсутствия необходимого количества масла, так и его низких эксплуатационных свойств. В первом случае причины могут быть следующие: уровень масла в двигателе ниже нормы; длительный простой автомобиля без запуска двигателя; повреждение масляных магистралей, а также неисправность или чрезмерный износ деталей системы смазки масляного насоса или предохранительных клапанов; запуск двигателя при низких температурах без предпускового подогрева и учета свойств моторного масла; нарушение технологии обслуживания и ремонта (применение герметика на масляных каналах, несвоевременное заполнение системы смазки при замене моторного масла или узла турбокомпрессора). 
Низкие эксплуатационные свойства масла бывают по следующему ряду причин: неправильный подбор смазывающих материалов без учета допусков и спецификаций производителя автомобиля; попадание в масло топлива или охлаждающей жидкости из-за неисправности деталей систем питания и охлаждения; несвоевременная замена масла, теряющего со временем свои первоначальные физико-химические свойства; применение присадок к маслу, улучшающих некоторые свойства, но могущих привести к ухудшению других, не менее важных. Попадание посторонних предметов во впускной или выпускной тракт приводит к повреждению, соответственно, холодной или горячей крыльчаток и нарушению балансировки ротора, что может привести к обрыву крыльчатки и полному разрушению турбокомпрессора. 
Во впускной тракт посторонние предметы попадают чаще всего по недосмотру или неосторожности.

Чаще всего это случайно оброненный болт или гайка, забытая тряпка. Но даже сухая листва, попавшая в корпус воздушного фильтра при его замене, на высоких скоростях воздушных потоков может повредить крыльчатку. 
Что касается выпускного тракта, то посторонние предметы в нем говорят о серьёзных нарушениях в работе двигателя (если это куски сажи или нагара) или даже о разрушении его деталей (поршней, клапанов и т.д.). Перегрев ведет к деформации деталей и способен вызвать заклинивание турбины. 
Причин перегрева несколько: нарушение нормального режима сгорания топлива (опережения зажигания и впрыска, использование несоответствующего топлива), способного привести к повышенным температурам выхлопных газов; неисправность системы охлаждения двигателя, в первую очередь термостата; недостаточная циркуляция или плохое качество масла, кроме смазки, отводящего также тепло от турбины; для турбокомпрессоров с жидкостным охлаждением нарушение циркуляции жидкости из-за накипи или образования газовых пробок. 
Для продления срока службы турбокомпрессоров мы рекомендуем придерживаться ряда нехитрых правил: своевременно менять масло в двигателе и масляный фильтр, со всей ответственностью подходить к их выбору; соблюдать правила эксплуатации и технического обслуживания; постоянно контролировать работу узлов и агрегатов автомобиля; незамедлительно устранять неисправности автомобиля и помнить, что одна неисправная деталь способна привести к поломке других, порой значительно более дорогостоящих; при обслуживании и ремонте быть внимательным и осторожным, соблюдать технологии ремонтных работ и рекомендации производителей. 
Если у вас возникли вопросы, связанные с неисправностями или правильной эксплуатацией турбокомпрессоров, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами. Для этого вы можете позвонить или заполнить соответствующую форму в разделе «Контакты». Мы готовы поделиться всеми нашими знаниями, чтобы решить вашу проблему.